Главная  /  Статьи  /  Биологический паспорт спортсмена




Биологический паспорт спортсмена

1 декабря 2009 года ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) утвердило руководство по созданию биологического паспорта спортсмена (БСП). Это ознаменовало новый этап в борьбе с допингом — мониторинг биологических параметров в течение всей спортивной карьеры. Идея биопаспортов возникла давно, но официально о них стали говорить в 2002 году. На сегодня существуют очень простые и понятные способы их составления. Они надежны, уже есть случаи, когда человека дисквалифицировали только на основании изменений в его организме (немецкая конькобежка Клаудия Пехштайн, пятикратная олимпийская чемпионка, итальянский велогонщик Данило ди Лука и др.).

Биопаспорт — представляет собой новую парадигму в антидопинговой борьбе, это систематизированный отчет, составленный из 15-25 (в будущем будет больше) анализов, которые берутся у спортсмена на протяжении не менее двух лет и постоянно пополняются новыми пробами. На основе этих проб строится график анализов отдельного человека и ведется наблюдение, как меняются эти показатели в течение всей его спортивной карьеры. После формирования БПС появляется возможность сравнивать величины маркеров не со средними по популяции, а с показателями самого спортсмена, который выступает в роли эталона для самого себя. Если человек в последнее время имеет показатели, значительно отличающиеся от тех, что фиксировались у него обычно, есть основания для подозрений в возможном применении допинга или наличии каких-либо заболеваний, что будет выявлено в результате углубленного медицинского обследования. В обоих случаях имеются серьезные основания для того, чтобы отстранить спортсмена от соревнований на короткий срок, как правило, на две недели.

В концепции биологического паспорта спортсмена важным моментом является тот факт, что БПС – не только и не столько дискриминационная мера для профессионала, но и возможность отстаивать свои права. Наличие стабильно высоких показателей будет подтверждать, что спортсмен находится в своем естественном физиологическом состоянии и обвинить его в обмане будет нельзя. Обмануть биопаспорт, по заверениям экспертов, крайне сложно, провести какие-то манипуляции в собственном организме, чтобы привести в норму свои параметры по мановению волшебной палочки не представляется возможным. Именно поэтому БСП многими экспертами рассматриваются как будущее антидопингового контроля.

Составляющие БПС

В результате многочисленных клинических исследований были установлены границы, в пределах которых возможно физиологическое изменение показателей красного кровяного ростка и гормонального статуса атлета. При этом учитывалось влияние постоянно действующих факторов (пол человека, возраст, расовая принадлежность, место жительства) и переменных (интенсивность тренировочного процесса, высота нахождения спортсмена над уровнем моря, наличие заболеваний, применение разрешенных фармацевтических средств). В дальнейшем изучались влияния различных допинговых препаратов на эти параметры и выявлялись соответствующие закономерности. В результате были выбраны показатели, которые наиболее точно и четко реагируют на введение допинговых средств. Они и были включены в биопаспорт.

БПС состоит из нескольких модулей, находящихся на разных стадиях внедрения. Наиболее разработанным на сегодняшний день модулем является гематологический. В гематологический раздел, как следует из названия, будут собраны данные о крови: уровень гематокрита, гемоглобина, количество эритроцитов, процентное содержание ретикулоцитов и т. д.

· HCT: hematocrit (гематокрит)

· HGB: hemoglobin (гемоглобин)

· RBC: red blood cells count (количество эритроцитов)

· RET%: the percentage of reticulocyte (процентное содержание ретикулоцитов)

· RET#: reticulocytes count (количество ретиколуцитов)

· MCV: mean corpuscular volume (средний объем эритроцита)

· MCH: mean corpuscular hemoglobin (средний эритроцитный гемоглобин)

· MCHC: mean corpuscular hemoglobin concentration (средняя концентрация корпускулярного гемоглобина).

Эти параметры измеряются на основании гемограммы проб крови спортсмена. Наконец, из всей совокупности перечисленных параметров выводятся многопараметральные маркеры «OFF-score» (индекс стимулирования) и ABPS (атипичный показатель профиля крови).

Несмотря на то, что все параметры получают по результатам анализов проб крови спортсмена, только маркеры HGB и OFF-score сегодня отвечают условиям, позволяющим наложить на спортсмена санкции. Остальные биологические маркеры используются комиссией независимых экспертов в качестве дополнительных показателей для того, чтобы отличить кровяной допинг, испорченную пробу крови (например, в результате гемолиза) и/или диагностику патологии в организме.

Т.о. показатели эритропоэза позволяет обнаружить любую форму внешнего воздействия, смысл которого в искусственном улучшении насыщаемости мышц кислородом. Это может быть ЭПО: например, дарбопоэтин, известный по Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, или новомодный CERA, который разгромил последний «Тур де Франс», когда в один момент «попались» все лидеры гонки. Это может быть любая форма переливания крови или другие манипуляции с составом крови. Уже были случаи дисквалификации спортсменов по паспорту крови. В частности, широко известно «дело Клаудии Пехштайн», это был первый случай дисквалификации спортсмена по паспорту крови. Спортсменка подавала апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS), но её апелляция была отклонена, и решение осталось прежним.

Кроме того, паспорт будет отдельно отслеживать гематологическое, стероидное и эндокринное состояние спортсмена. Эти показатели будут ключевыми для спортсменов циклических видов: лыжников, биатлонистов, велосипедистов, бегунов — всех тех, кто для улучшения результатов может захотеть повысить свою выносливость.

Стероидный модуль состоит из данных мониторинга стероидных профилей для выявления случаев искусственного повышения уровня тестостерона или его прогормонов, а также применения препаратов, которые действуют как антагонисты рецепторов эстрогена и ингибиторы ароматазы. Стероидный паспорт спортсмена (СПС) – это модуль БПС, в котором собрана информация о маркерах измененного метаболизма эндогенных стероидов в пробах мочи. СПС позволяет обнаруживать допинг с применением тестостерона и его прекурсоров, а также препаратов, которые действуют как антагонисты рецепторов эстрогена и ингибиторы ароматазы.

СПС содержит 6 основных параметров:

· T: тестостерон

· EpiT: эпитестостерон

· A: андростерон

· E: этиохоланолон

· 5 альфа-диол: 5 альфа-андростенедиол

· 5 бета-диол: 5 бета-андростенедиол

к которым могут быть добавлены:

· DHT: дигидротестостерон

· DHEA: дегидроэпиандростерон

На основании анализа этих параметров составляются отчеты T/EpiT, A/E, 5 alpha-diol/5 beta-diol, A/T.

Андростерон - один из главных метаболитов тестостерона и андростендиона, значительно повышается при гиперандрогенных состояниях, синдроме Иценко-Кушинга, поликистозе яичников, некоторых доброкачественных и раковых опухолях надпочечников и яичников.

Этиохоланолон – 5b–редуцированный стереоизомер андростерона, также является главным метаболитом андрогенных гормонов. Его экскреция повышается несколько меньше при гиперандрогениях по сравнению с андростероном. Повышение соотношения An/Et является показателем 5a-редуктазной активности, одной из наиболее трудно диагностируемых причин гирсутизма.

Дегидроэпиандростерон – синтезируется преимущественно корой надпочечников. Повышение уровня его экскреции является важным тестом гиперандрогении надпочечникового генеза. В случае же яичниковой гиперандрогении его экскреция остается низкой. Следовательно, отпадает необходимость в проведении дексаметазонового теста.

Эндокринологический модуль содержит информацию о гормональном профиле спортсмена без учета стероидов. В дополнение к стероидному профилю по результатам анализа мочи, эндокринологический паспорт спортсмена содержит информацию о маркерах наличия в крови избыточного количества гормонов роста.

Такие маркеры как (на английском языке)

insulin-like growth factor 1 (IGF-1),

type-3 pro-collagen (P-III-P),

insulin-like growth factor binding protein 2 IGFBP-2),

insulin-like growth factor binding protein 3 (IGFBP-3),

carboxyterminal cross-linked telopeptide of type I collagen (ICTP)

продемонстрировали в длительных клинических испытаниях способность обнаруживать применение гормонов роста.

В Швейцарской лаборатории допинг-анализа была разработана компьютерная программа для ведения, отображения и анализа БПС. Биологический паспорт представляет собой электронный файл с расширением .abp, который можно открыть только в этой программе. Программа постоянно обновляется с появлением новых научных данных в области выявления и подтверждения биологических маркеров допинга. В программе используются только подтвержденные модели, описанные в научной литературе. Программа поставляется только лицам или организациям, работающим в сфере борьбы с допингом.

БПС – это не застывший документ. Он будет изменяться и дополняться в зависимости от достижений научной мысли. Появилась информация, что БПС в скором времени могут быть дополнены «генетическими профилями экспрессии» - информацией о работе генов, которая также подвергается изменениям при воздействии допинга. Ведутся исследования в области протеомики, метаболомики и других отраслях науки.

После внедрения БСП появляется возможность сравнивать показатели, в него входящие, не со средними для популяции, а с показателями самого спортсмена в разные периоды тренировочного процесса. То есть спортсмен выступает в роли эталона для самого себя, что делает мониторинг здоровья атлета «прозрачным» и предсказуемым, использование допинга легко фиксируемым, а значит, маловероятным.

В начале мая итальянский ученый Мауро Гиацца опубликовал результаты исследования своей лаборатории: ему удалось так «подкрутить» гены у подопытных мышей, что они стали в разы выносливее, а их мышцы наросли как при интенсивных тренировках.

Мауро Гиацца использовал модифицированные вирусы, способные переносить гены в сердце и мышцы. Одним из генов, с которыми проводились эксперименты, был IGF-1. Выяснилось, что, когда он попадает в организм, показатели мышечной деятельности увеличиваются в три раза, а мышечные клетки вырабатывают в десять раз больше белка, чем в обычных условиях. Повысилась также активность генов, ответственных за выработку энергии. Ученые получили настоящих мышей-атлетов.

В спортивном мире это сообщение привело к нарастанию очередной фобии — страха генетического допинга. Теперь Мауро Гиацца вынужден оправдываться: он говорит, что вовсе не помышлял о создании допинга для спортсменов, а хотел помочь больным людям.

— Моя лаборатория занимается разработкой новых терапевтических методов лечения сердечно-сосудистых заболеваний, прежде всего инфаркта миокарда и сердечной недостаточности. И один из наиболее перспективных путей лечения этих нарушений — генная терапия, а именно добавление генов, способных улучшить функцию сердца и ускорить его регенерацию, — объясняет профессор Гиацца.

Ситуация с генетическим допингом очень напоминает историю эритропоэтина, который был создан для лечения анемии, а стал головной болью для антидопинговых агентств.

— Сейчас мы исследуем новые гены, манипуляции с которыми могут помочь пациентам с сердечной недостаточностью. И то, что многие исследования могут быть использованы для разработки мощного генетического допинга, боюсь, неизбежно, — не скрывает Гиацца.

Всемирное антидопинговое агентство уже обратилось к ученым с призывом найти способ для определения генетического допинга. Не исключено, что биологический паспорт спортсмена в ближайшем будущем пополнится еще одним разделом — генетическим, а родителям придётся чуть ли не с пеленок заводить на своего ребенка этот самый чудо-документ: вдруг чадо захочет стать спортсменом?

        

          














 







               
Обратная связьГостевая книгаКарта сайтаОбъявленияСтатьи
  

    

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Kolomeyets Dmitriy © 2009-2024

Публикация материалов (в том числе фотографий) с данного сайта разрешена только с пометкой "Лыжный Щучинск" или "Лыжный сайт г. Щучинска". Для всех интернет-ресурсов обязательна активная гиперссылка на этот сайт.

Работает на: Amiro CMS